Юзабилити: наука или идеология?
Юзабилити старается объяснить поведение человека в сложных системах при весьма специфических обстоятельствах, и потому ее предсказания менее точны, чем предсказания таких полноценных наук, как физика, например. Посему юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.
Когда какая-то функция вызывает проблемы у множества пользователей на большом количестве сайтов, мы призываем отказаться от нее. И точно так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при различных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.
Несмотря на такие различия, фундаментальный подход в юзабилити и в полноценной науке одинаков: наши выводы и рекомендации основаны на опытах и наблюдениях реального мира. Цель юзабилити проверять дизайн в реальных условиях и - принимая во внимание человеческий фактор - определять, что работает в дизайне, а что - нет.
Юзабилити как идеология
В то же самое время юзабилити является идеологией - это система веры в определенные права человека:
В право человека быть выше технологии, которую он сам же создал. Если между технологией и человеком возникает конфликт, меняться должна технология.
Право человека на управление. Пользователи должны понимать, что происходит, и должны иметь возможность контролировать результат.
Право человека на простоту. Пользователи должны работать с компьютером без особых усилий.
Право человека на свое время. Запутанные интерфейсы впустую тратят ценное время человека.
Другие статьи по теме:
-
Юзабилити начальной страницы сайта - основа успеха-
Как "заценить" собственный сайт?-
Как повысить юзабилити сайта-
Юзабилити. Неписаные правила-
Общедоступный поиск